
Анастасия Воронцова
19 November, 2016 - 12:03 | количество просмотров: 1887
Оценка информации: 5 баллов (средняя)
Меры государственной поддержки русского языка
Для продвижения русского языка в мире России следует создать международное объединение по примеру франкофонии.
Справка: франкофония — международная организация сотрудничества франкоязычных стран мира. Объединяет 57 членов, представляющих различные государства или части государств мира, а также 23 наблюдателей. Главным критерием для вступления в организацию считают не степень владения французским языком населения того или иного государства (хотя это приветствуется), а, скорее, культурные связи с Францией, сложившиеся на протяжении десятилетий и даже веков.
Руководство Франции осознаёт важность движения франкофонии и старается создать административные органы, занимающиеся вопросами языка и культурными связями с зарубежными странами. Так, в 1965 г. учреждается Высокий комитет по защите и развитию французского языка, в 1973 г. - Комитет по франкофонии, а в 1974 - Межминистерский комитет по делам франкофонии, а также Служба по делам франкофонии при французском МИД. Венцом этого спонтанного и зачастую хаотичного роста различных структур стало проведение в феврале 1986 года в Париже первой конференции глав государств и правительств франкоговорящих государств.
Завершающим этапом институционального устройства движения франкоязычных стран явился «Саммит франкофонии», ставший впоследствии регулярным. Правда структуры франкофонии не становились проще. Более того, в начале нынешнего столетия заговорили об организационном кризисе франкофонии. В ноябре 2005 г. конференция в Тананариве переименовала Агентство по франкофонии в Международную организацию франкофонии, которая стала фактически головной организацией движения франкоговорящих стран. Одновременно была принята и хартия франкофонии.
В структурном плане франкофония представляет собой различные франкоговорящие организации и ассоциации (международные, национальные, государственные и общественные, учебные и пр.), способствующие «диалогу культур и культуре диалога». В плане политическом, франкофония стала важной составляющей внешней политики Франции, направленной на распространение французской культуры, идеологии и ценностей по всему миру. Разумеется, главный акцент в этой культурной экспансии делается на изучении французского языка. Французское правительство финансирует работу французских лицеев и других учебных учреждений, культурных центров и организаций, входящих в «Альянс Франсэз».
Хотя сегодня движение франкофонии по-прежнему остаётся довольно «разношёрстным», тем не менее, возможно выделить его важнейшие институты. Главной инстанцией являются регулярно проводимые раз в два года международные конференции глав государств-членов этого движения (Саммит франкофонии). Следует отметить также значение таких форумов, как Конференции министров франкоговорящих стран, которые проводятся время от времени для обсуждения конкретных проектов кооперации и обмена информацией. На них определяются стратегические направления развития франкофонии и обсуждаются проблемы мирового сообщества. По своему характеру эти саммиты напоминают Давосский экономический форум. Правда, в отличие от последнего, их география постоянно меняется. Начиная с 1986 г., проведено 11 саммитов франкофонии. Последний состоялся в Бухаресте 28-29 сентября 2006 года, а следующий намечено провести в октябре 2008 года в Квебеке, где будет отмечаться 400-летие образование этой франкоговорящей провинции Канады.
По сути дела, саммиты франкоговорящих стран являются своего рода высшим органом (если хотите, съездом) наиболее авторитетной структуры франкофонии на сегодняшний день - Международной организация франкофонии (OIF). Она объединяет 68 стран, в том числе 10 наблюдателей. (Интересно, что статус наблюдателя может получить и нефранкоговорящая страна. В 2004 году такой статус получили Армения, Австрия, Хорватия, Грузия и Венгрия). Целями участников этой международной организации являются: продвижение французского языка и отстаивание культурного многообразия, идей мира, прав человека, демократии, устойчивого развития и солидарности, развитие образования и научных исследований. Бюджет Международной организации франкофонии, складывающийся из взносов стран-членов, составлял в 2004 году 227 млн. евро.
Начиная с 1986 года во Франции введена должность министра-делегата (или государственного секретаря), занимающегося вопросами франкофонии. Он осуществляет свою деятельность, опираясь, главным образом, на два департамента МИД – Службу по делам франкофонии и Генеральную дирекцию по международному сотрудничеству и развитию. В обязанности первой входит взаимодействие с главными инстанциями франкофонии и подготовка саммитов, конференций министров, а также реализация программ многостороннего сотрудничества. Генеральная дирекция занимается организацией отраслевых программ сотрудничества.
Одну из ключевых ролей в проведении политики франкофонии и распространению французской культуры играют министерство культуры и коммуникаций в лице Генеральной делегации по французскому языку и языкам Франции (DGLFLF) и Отдела внешних связей. Под руководством министра культуры Генеральная делегация координирует языковую политику в стране, в частности деятельность Высшего совета по французскому языку. Это подразделение министерства культуры организует также проведение Международного дня франкофонии (отмечается ежегодно 20 марта) и Недели французского языка.
Среди государственных структур, занимающихся вопросами французского языка, следует отметить Генеральную комиссию по терминологии и неологизмам при премьер-министре страны. 19 экспертов, работающих в комиссии, внимательно изучают списки новых терминов, вводящихся в употребление, и выносят суждение о целесообразности их использования.
Учитывая возросшее влияние средств массовой информации, особенно телевидения, в современном мире, французские власти возлагают большие надежды в деле пропаганды французского языка и культуры на франкоязычный теле-канал TV5 Monde и международное французское радио RFI. Кабельное и спутниковое вещание круглосуточного телеканала TV5 Monde, который начал свою работу в 1984 году, принимает ежедневно более 24 млн. человек в 203 странах, что, по некоторым оценкам, ставит его на третье место в мире после MTV и CNN. Что касается Международного французского радио, то со времени своего создания в 1975 году оно смогло завоевать весьма обширную аудиторию – его слушают 44 млн. человек. Во многих странах вещание RFI идёт на разных частотах, в том числе и в FM диапазоне. Например, в России передачи Международного французского радио можно слушать на средних волнах. Франция, судя по всему, собирается укреплять своё медио-влияние за рубежом. Президент Франции Н. Саркози в качестве одного из приоритетных направлений деятельности министерства иностранных дел на ближайшие годы поставил задачу усиления конкурентоспособности французских средств иновещания.
Политика франкофонии недёшево обходится французскому налогоплательщику. На продвижение своей культуры и языка правительство страны ассигновало, например, в 2006 году 865 млн. евро [2]. Это немало даже для богатой Франции. Но такие расходы окупаются, что называется, сторицей. И не только по соображениям престижа и поддержания положительного международного имиджа страны. Дело в том, что всё больше франкофония выходит за первоначальные культурно-лингвистические рамки и приобретает политическое измерение. В последние годы во Франции говорят о новом историческом призвании франкофонии, способной в начале ХХI века выступить в качестве проекта, альтернативного неолиберальной глобализации. Франкоговорящее сообщество, защищая культурное многообразие мира, права человека и демократию, борясь против бедности и несправедливости, выступая за продуктивный диалог между Севером и Югом, способствует реализации идей устойчивого развития. Франкофония, по мнению французской политической элиты, способна стать моделью для нового мирового устройства.
Справка: франкофония — международная организация сотрудничества франкоязычных стран мира. Объединяет 57 членов, представляющих различные государства или части государств мира, а также 23 наблюдателей. Главным критерием для вступления в организацию считают не степень владения французским языком населения того или иного государства (хотя это приветствуется), а, скорее, культурные связи с Францией, сложившиеся на протяжении десятилетий и даже веков.
Руководство Франции осознаёт важность движения франкофонии и старается создать административные органы, занимающиеся вопросами языка и культурными связями с зарубежными странами. Так, в 1965 г. учреждается Высокий комитет по защите и развитию французского языка, в 1973 г. - Комитет по франкофонии, а в 1974 - Межминистерский комитет по делам франкофонии, а также Служба по делам франкофонии при французском МИД. Венцом этого спонтанного и зачастую хаотичного роста различных структур стало проведение в феврале 1986 года в Париже первой конференции глав государств и правительств франкоговорящих государств.
Завершающим этапом институционального устройства движения франкоязычных стран явился «Саммит франкофонии», ставший впоследствии регулярным. Правда структуры франкофонии не становились проще. Более того, в начале нынешнего столетия заговорили об организационном кризисе франкофонии. В ноябре 2005 г. конференция в Тананариве переименовала Агентство по франкофонии в Международную организацию франкофонии, которая стала фактически головной организацией движения франкоговорящих стран. Одновременно была принята и хартия франкофонии.
В структурном плане франкофония представляет собой различные франкоговорящие организации и ассоциации (международные, национальные, государственные и общественные, учебные и пр.), способствующие «диалогу культур и культуре диалога». В плане политическом, франкофония стала важной составляющей внешней политики Франции, направленной на распространение французской культуры, идеологии и ценностей по всему миру. Разумеется, главный акцент в этой культурной экспансии делается на изучении французского языка. Французское правительство финансирует работу французских лицеев и других учебных учреждений, культурных центров и организаций, входящих в «Альянс Франсэз».
Хотя сегодня движение франкофонии по-прежнему остаётся довольно «разношёрстным», тем не менее, возможно выделить его важнейшие институты. Главной инстанцией являются регулярно проводимые раз в два года международные конференции глав государств-членов этого движения (Саммит франкофонии). Следует отметить также значение таких форумов, как Конференции министров франкоговорящих стран, которые проводятся время от времени для обсуждения конкретных проектов кооперации и обмена информацией. На них определяются стратегические направления развития франкофонии и обсуждаются проблемы мирового сообщества. По своему характеру эти саммиты напоминают Давосский экономический форум. Правда, в отличие от последнего, их география постоянно меняется. Начиная с 1986 г., проведено 11 саммитов франкофонии. Последний состоялся в Бухаресте 28-29 сентября 2006 года, а следующий намечено провести в октябре 2008 года в Квебеке, где будет отмечаться 400-летие образование этой франкоговорящей провинции Канады.
По сути дела, саммиты франкоговорящих стран являются своего рода высшим органом (если хотите, съездом) наиболее авторитетной структуры франкофонии на сегодняшний день - Международной организация франкофонии (OIF). Она объединяет 68 стран, в том числе 10 наблюдателей. (Интересно, что статус наблюдателя может получить и нефранкоговорящая страна. В 2004 году такой статус получили Армения, Австрия, Хорватия, Грузия и Венгрия). Целями участников этой международной организации являются: продвижение французского языка и отстаивание культурного многообразия, идей мира, прав человека, демократии, устойчивого развития и солидарности, развитие образования и научных исследований. Бюджет Международной организации франкофонии, складывающийся из взносов стран-членов, составлял в 2004 году 227 млн. евро.
Начиная с 1986 года во Франции введена должность министра-делегата (или государственного секретаря), занимающегося вопросами франкофонии. Он осуществляет свою деятельность, опираясь, главным образом, на два департамента МИД – Службу по делам франкофонии и Генеральную дирекцию по международному сотрудничеству и развитию. В обязанности первой входит взаимодействие с главными инстанциями франкофонии и подготовка саммитов, конференций министров, а также реализация программ многостороннего сотрудничества. Генеральная дирекция занимается организацией отраслевых программ сотрудничества.
Одну из ключевых ролей в проведении политики франкофонии и распространению французской культуры играют министерство культуры и коммуникаций в лице Генеральной делегации по французскому языку и языкам Франции (DGLFLF) и Отдела внешних связей. Под руководством министра культуры Генеральная делегация координирует языковую политику в стране, в частности деятельность Высшего совета по французскому языку. Это подразделение министерства культуры организует также проведение Международного дня франкофонии (отмечается ежегодно 20 марта) и Недели французского языка.
Среди государственных структур, занимающихся вопросами французского языка, следует отметить Генеральную комиссию по терминологии и неологизмам при премьер-министре страны. 19 экспертов, работающих в комиссии, внимательно изучают списки новых терминов, вводящихся в употребление, и выносят суждение о целесообразности их использования.
Учитывая возросшее влияние средств массовой информации, особенно телевидения, в современном мире, французские власти возлагают большие надежды в деле пропаганды французского языка и культуры на франкоязычный теле-канал TV5 Monde и международное французское радио RFI. Кабельное и спутниковое вещание круглосуточного телеканала TV5 Monde, который начал свою работу в 1984 году, принимает ежедневно более 24 млн. человек в 203 странах, что, по некоторым оценкам, ставит его на третье место в мире после MTV и CNN. Что касается Международного французского радио, то со времени своего создания в 1975 году оно смогло завоевать весьма обширную аудиторию – его слушают 44 млн. человек. Во многих странах вещание RFI идёт на разных частотах, в том числе и в FM диапазоне. Например, в России передачи Международного французского радио можно слушать на средних волнах. Франция, судя по всему, собирается укреплять своё медио-влияние за рубежом. Президент Франции Н. Саркози в качестве одного из приоритетных направлений деятельности министерства иностранных дел на ближайшие годы поставил задачу усиления конкурентоспособности французских средств иновещания.
Политика франкофонии недёшево обходится французскому налогоплательщику. На продвижение своей культуры и языка правительство страны ассигновало, например, в 2006 году 865 млн. евро [2]. Это немало даже для богатой Франции. Но такие расходы окупаются, что называется, сторицей. И не только по соображениям престижа и поддержания положительного международного имиджа страны. Дело в том, что всё больше франкофония выходит за первоначальные культурно-лингвистические рамки и приобретает политическое измерение. В последние годы во Франции говорят о новом историческом призвании франкофонии, способной в начале ХХI века выступить в качестве проекта, альтернативного неолиберальной глобализации. Франкоговорящее сообщество, защищая культурное многообразие мира, права человека и демократию, борясь против бедности и несправедливости, выступая за продуктивный диалог между Севером и Югом, способствует реализации идей устойчивого развития. Франкофония, по мнению французской политической элиты, способна стать моделью для нового мирового устройства.
Понравилось?
Поделитесь с друзьями:
Поделитесь с друзьями:
Комментарии (0)
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.